Мультимедийные технологии в изучении истории
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ им.Исхакова А.С. с.Уральск
МР Учалинский р-н РБ Л.А.Рахматуллина
Думаю, никто уже не сомневается, что наше общество активно включилось в процесс информатизации, освоение информационных технологий и компьютерной техники. Процесс этот теснейшим образом связан с системой образования, где закладываются практически все предпосылки общественного развития: социальные, психологические, общекультурные, политические, профессиональные. Составной частью информационных технологий, применяемых в школе и, в частности, на уроках истории, являются мультимедийные технологии. Происходит это понятие от латинских слов multum – много и media, medium – средоточие, средства, означая, таким образом, средоточие нескольких видов информации. Григорьев С.Г. и Гриншкун В.В., определяют мультимедиа как «спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем)»(1).
Сегодня «мультимедиа» имеет несколько значений:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Популярные во всех сферах общественной деятельности, мультимедийные технолоии (ММТ) широко и активно используются в системе образования.
Вопросы применения данных технологий неоднократно рассматривались на методических объединениях учителей истории и обществознания г.Учалы и Учалинского района. Хотя открытые уроки, внеклассные мероприятия коллег показывают неплохой уровень усвоения и использования инноваций, надо отметить, что уровень аппаратного обеспечения оставляет желать лучшего. Так, из 25 (опрошенных) школ компьютеры и ноутбуки имеют учителя истории 15 школ, проекторы с экранами (редко – интерактивными досками) – 11 школ (менее 50%).
Остановлюсь на элементах ММТ, используемых на уроках в нашей школе, оснащенной оборудованием достаточно хорошо:
- 46 компьютеров и ноутбуков;
- 2 кабинета информатики;
- 12 проекторов, 7 из которых оснащены интерактивными досками.
В школе создана и постоянно пополняется медиатека, которая сегодня насчитывает более 70 дисков по разным учебным предметам. Ведется работа по созданию единого банка презентаций, видеоуроков, КИМов.
На уроках истории ММТ могут быть применены практически на всех этапах учебного процесса:
- при подготовке теоретического материала, видео- и звукового сопровождения к уроку;
- при изучении новой темы и повторении пройденного материала непосредственно на уроке или дома (с использованием дистанционных технологий);
- при проверке знаний обучающихся;
- при сбое и анализе статистики успеваемости;
- при организации исследовательской и проектной деятельности.
Доступной, простой в использовании является программа IQBoard_Software, которая позволяет объединить всю видео-, аудио- и текстовую информацию воедино и чрезвычайно удобна при подготовке к уроку и демонстрации во время урока. Данная программа позволяет регулировать продолжительность воспроизведения видефрагментов, показывать их «нарезанными отрезками» не переключаясь на другие страницы презентации.
Интересной является интерактивная «Лента времени». Данная программа позволяет не только фиксировать исторические события, но и распределять их в хронологическом порядке, указывать географическое местоположение, разнообразить событие фотографиями, видеофрагментами, сопровождать текстовыми комментариями. Данная программа прекрасно может дополнить учебники по новейшей истории информацией, которая не успела войти в эти учебники. Учащимся данная программа поможет в формировании пространственно-временных представлений. Познакомиться с названными программами можно в разделе «Мультимедийные технологии» моего сайта (http://almazovna.ucoz.org/index/multimedijnye_tekhnologii/0-8 ).
Одним из важных направлений развития ММТ, в том числе в нашей школе, является использование электронных учебников. С 1 сентября 2015 года согласно приказа МОН РФ от 8 декабря 2014 года «О внесении изменений в Порядок формирования Федерального перечня учебников…» каждый учебник, включенный в федеральный перечень, должен иметь ЭФУ – электронную форму, которая включает полную версию бумажного учебника, интерактивные, тестовые и контролирующие задания, плюс дополнительная информация, расширяющая содержание учебника. У нас иногда используется электронный учебник «История России. XX век» в 4 частях, созданный около 10 лет назад. Он неплохой, имеет словарь, видео- и аудио- материалы, карты и другие материалы, но не подходит к современным учебникам.
Интересным направлением ММТ является использование элементов технологии интерактивного картографирования, которая позволяет с помощью стандартных средств работать с картами и более гибко применять их в процессе обучения: с помощью стикера на экране можно выполнять различные задания – показывать направления военных походов стрелками, подписывать названия городов, государств и т.д., не нанося вреда самой карте.
Преимущества ММТ можно перечислять долго:
- ускоряется темп урока;
- повышается активность всего класса;
- работа с электронной доской усиливает внимание и заинтересованность;
- расширяются возможности демонстрации разнообразных источников и материалов по изучаемой теме;
- и т.д.
Существуют и проблемы, которые связаны с недостаточным программным и аппаратным обеспечением, с недостатком специалистов по обслуживанию программного и аппаратного комплекса, с консерватизмом учителей и их низким уровнем подготовки в области ММТ. Многообразие интернет-ресурсов не всегда облегчает работу историков, скорее, наоборот – порой осложняет её. Но, даже имея «семь пядей во лбу», трудно совместить в одном человеке и учителя, и программиста, и лаборанта, и режиссера… Поэтому, важно уделять внимание подготовке молодых педагогов, имеющих информационную компетентность, а также организовать специализированные курсы для работающих учителей.
Литература:
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании / http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/index.html.
- Светлана Кириллова. Приготовьте ваши планшеты. Учительская газета.- 2016. №7.- С.18-19.
|