Я – учитель
Написала и задумалась: что я чувствую?
Шла к «учительству» окольными путями. Хотя, как и многие из этой профессии, с детства не видела себя в другой стезе. Только-только стали ученицами первого класса, и уже играли в школу: «игрушечные» самодельные тетрадки (разрезали на 2 части простую ученическую тетрадь), простой и красный карандаши (шариковые ручки с красной пастой были редкостью). С каким вожделением, украдкой брала такую ручку у отца и с удовольствием выводила отметки за работы «учениц» - моих подружек. Став постарше, занималась с отстающими по математике одноклассниками: объясняла формулы, теоремы и, опять-таки с удовольствием, расписывала мелом классную доску.
Вороша собственную память, делаю вывод – всё это было неосознанно, но имело глубокие и крепкие корни. Учителями были бабушка, дедушка, отец, тётушки, сестра. Похоже, гены засели во мне крепче всякой занозы. Как ещё можно объяснить то, что в зрелом возрасте, когда уже надо начинать подводить итоги своего бытия и делать выводы, я резко поменяла орбиту жизни, сменив профессию экономиста-бухгалтера на профессию учителя.
Думаю, каждый человек мира имеет своего учителя: мама, которая научила выговаривать первые слова, делать первый самостоятельный шажок; первая школьная учительница, которая научила нас читать и писать; классная, которая научила нас дружить и отвечать за свои поступки…
Википедия определяет слово учитель, как одну из самых распространённых общественных профессий, возникшую вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
Современная общественная жизнь отличается сложностью и технологичностью. Быть может, подойдёт видение учительства, предложенное Г.П.Щедровицким в 1960-е годы, который представлял образование в виде «педагогического производства»? Он предполагал, что от учителя отделится «инженер-методист, конструирующий приемы и способы обучения», сверх этого оформится в отдельную специальность "инженер-методист, разрабатывающий программы обучения и воспитания", и появится особая специальность педагога-проектировщика, разрабатывающего проект человека будущего общества. А далее – налаженная система «инкубатора» даст возможность формировать именно таких людей (т.н. «готовых продуктов»), какие нужны обществу.
Когда я оказалась на перекрестке множества внимательных, изучающих, оценивающих взглядов, начала понимать, что Учитель – это особая субстанция. Невозможно просто рассказывать, показывать, учить, воспитывать. Невозможно механически выравнивать детей. Оказывается, не только ты сама, но и другие люди, особенные: со своими наклонностями, способностями и неспособностями, страхами и переживаниями, мечтами и ожиданиями… Надо выверить каждое слово, каждый шаг, каждое действие, идя на встречу с ними. Хлеб получится невкусным, если переложить или не доложить соли, если недопечь или передержать его в печи. Учитель имеет дело с человеком. Как определить меру всего, что предстоит вложить в маленькую душу ребенка, из которой должна вырасти Личность? У.Черчилль как-то сказал, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Так какой же властью обладаем мы? Властью над детьми, среди которых, быть может, есть будущие учёные, инженеры, врачи, премьер-министры, но есть, возможно, и те, кто пополнит компанию, так называемого, социального дна? Или мы должны взять власть над мерой в отношениях с нашими маленькими воспитанниками, их родителями, общественностью? Будущие победы и поражения детей – это победы и поражения учителя. Результаты нашей деятельности определяются способностью выверять всё: меру любви и строгости, меру правды и лжи, меру слов и молчания, меру добра и жесткости… Как ни странно, но победы могут быть одержаны не только «благодаря», но и «вопреки» учителю, его словам. Думаю, прав наш соотечественник, который написал следующие строки:
…И знай: противоядие и яд
одной породы. Дело только в мере…
Знаю и таких, кто достиг собственных вершин только потому, что хотел доказать учителю: он не лодырь, не дубина, не безнадежный! Как знать, может, это была хитрая тактика учителя, понявшего – надо задеть самолюбие ребенка, только это будет для него толчком?
Ушинский считал, что «только личность может воспитать личность». Стало быть, учителю самому нужно постоянно учиться, работать над собой.
Я – учитель, но отчетливо понимаю, что должна постоянно совершенствоваться, расширять свой кругозор, быть интересной и эрудированной, учиться принимать людей такими, какие они есть и давать им то, что необходимо для личностного роста. Не хватает времени, здоровье порой покряхтывает, «серое вещество зависает», ноги еле дотягивают до горизонтального положения… Однако, я ощущаю огромное счастье от того, что каждый день меня ждут ребята – мальчики и девочки – все разные-разные, но такие родные! Хочу их видеть, хочу быть для них источником интересного, захватывающего и познавательного. Хочу быть для них полезной по жизни! Может быть, много лет спустя, когда меня уже не будет, кто-то скажет: «У меня была Учительница!..»
|