ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СРЕДСТАМИ ХУДОЖЕСТЕННОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Рахматуллина Л.А., учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ им.Исхакова А.С. с.Уральск МР Учалинский р-н РБ
Только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета.
Анатолий Федорович Кони
Каждого человека Природа создает уникальным, с разными наклонностями и способностями: кто-то легко решает труднейшие задачи, но не имеет слуха, а кто-то удивительно красиво поет, но ничего не может понять в химии или математике. К сожалению, история – не исключение! Проблемой является сложность её изучения, так как каждая тема очень объемна информативно и нет возможности постоянно закреплять знания по истории, как, например, по математике, регулярно решая примеры и задачи. Помню, как трудно давались мне пересказы, запоминание дат или другой информации. Подобные проблемы я замечаю у своих учеников.
В то же время, трудно найти ребенка, который равнодушен к карандашу, мелу, краскам. Я предположила, что если объединить интерес к творчеству, сначала – художественному, затем - компьютерному и изучение истории, это будет способствовать повышению эффективности обучения. Известный советский писатель К. Паустовский отметил, что «творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет».
Википедия называет творческой такую деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта[1]. Рисунок, презентация, видеофильм, созданные самостоятельно – это творчество учащихся, которое может повысить интерес к истории и облегчить её усвоение, так как творческая деятельность тесно связана с интеллектуальным и личностным развитием детей.
Согласно Герману Константиновичу Селевко, наибольший активизирующий эффект на уроках дает, в частности, ситуация, в которой обучаемые должны самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы[2]. По концепции Владимира Сергеевича Кузина для развития зрительной памяти, пространственных воображений важно как можно чаще давать детям рисовать по памяти и по представлению[3].
Рисунки, иллюстрации, видеофильмы относятся к наглядным изобразительным средствам обучения. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем. Наглядность обогащает образное мышление, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формируя их эстетические взгляды. С помощью наглядных средств учащиеся прочно запоминают конкретные образы прошлого и связанные с ними отвлеченные идеи. Применение наглядных средств обучения способствует формированию интереса к познавательной деятельности.[4] Практика показывает, что наглядность, созданная самими учащимися, ещё эффективнее.
К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове»[5]. Использование наглядных средств облегчает познание исторических личностей, фактов и сложных исторических понятий и процессов.
Цель данной работы – показать возможности художественного и компьютерного творчества при изучении истории.
Задачи:
1)обобщить собственный опыт работы на уроках истории;
2)рассказать о применяемых методах и приемах работы с учащимися;
3)дать оценку эффективности данного метода.
Работа с изобразительными средствами обучения на уроках истории в 5-7 классах начинается с изучения и комментариев иллюстраций учебника. Домашнее задание может включать творческий элемент: сделать рисунок.
По характеру сюжета, согласно теории А.А.Вагина[6], это могут быть:
1. Событийные картины.
2. Типологические картины.
3. Исторические пейзажи.
4. Исторические портреты.
Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной жизни, военного прошлого, классовой борьбы («Полтавская битва», «Кругосветное путешествие Магеллана», «Крещение Руси» и т.д.). Рисуя событийную картину, учащиеся обращают внимание и запоминают исторические персонажи, их одежду, оружие. Стараясь точнее отобразить происходящее, учащиеся по-разному рисуют выражение лиц. С опорой на собственный рисунок учащийся рассказывает об историческом событии. Например, по рисунку «Крещение Руси» можно выяснить: кто крестил Русь, когда это произошло, как происходило крещение, почему было принято такое решение и каковы его последствия.
Типологическая картина дает возможность получить представление о явлении, типичном для определенного исторического периода. («Жизнь крестьян», «Сбор дани» и т.д.). Например, изображая «Сбор ясака», учащийся воспринимает, а затем легче может рассказать об условиях жизни инородцев, их занятиях, условиях их присоединения к Русскому государству, а так же лучше запомнить само понятие «ясак» и т.д.
Исторические пейзажи – это изображения древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей («Пирамида Хеопса», «Средневековый город», «Католическая церковь», «Великая китайская стена» и т.д.). Они также помогают детям изучать историю. Например, «Долина пирамид» отображает Древний Египет. По нему учащиеся могут рассказать не только о пирамидах и скульптурах, но и о том, кто в это время правил в Египте, кто строил пирамиды, предположить - для чего строились эти грандиозные сооружения, с помощью каких орудий, из какого материала и т.д. С помощью таких рисунков легко проследить межпредметную связь, так как они, как правило, отображают и окружающую среду, особенности природного ландшафта, климата и, рассказывая об этих особенностях, обучающиеся используют знания по географии.
Портреты передают образы типичных представителей общественных групп и классов или выдающихся исторических деятелей («Монгольский воин», «Царь Иван Грозный», «Жанна д’Арк», «Марина Мнишек» и т.д.). Их дети рисуют больше всего. Рисуя портрет, учащиеся отображают черты личности и характера, передают (в первую очередь через одежду) особенности эпохи. Черты времени могут отражаться в обстановке, прическе. Характеризуя личность, изображенную на портрете, учащиеся вспоминают и о его (её) деятельности.
Алгоритм работы с рисунками следующий:
1)при изучении темы используются иллюстрации художников по теме, а также иллюстрации учебника ( характеристика личности, рассказ об историческом событии сопровождается изучением иллюстрации, комментариями к ней);
2)в домашнее задание включается выполнение собственного рисунка, который может рассказать о личности или событии, которое очень заинтересовало обучающегося;
3)при повторении темы на следующем уроке ребята при ответе используют собственные рисунки, которые служат опорой для рассказа.
Работа с рисунками развивает ассоциативное мышление. Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся. Так, через несколько уроков, при обобщении темы ребята по рисункам воспроизводят необходимую историческую информацию.
Как-то показала школьные рисунки выпускникам, которые пришли в школу на встречу с учителями. Было любопытно наблюдать, как они по своим «произведениям» вспомнили не только что или кого рисовали, но и процесс обсуждения исторической темы.
Рисунки помогают провести урок-повторение и обобщение. Например, можно выстроить линию портретов в последовательности их жизни и деятельности, создать схему родословной определенной династии, что можно сделать при наличии достаточного количества работ.
Рисунки детей используются не только на уроках. В кабинете истории периодически создаются тематические уголки. Интерес вызывает общешкольная выставка «История в рисунках» или «История глазами детей» и другие, которые, как правило, организуются в период месячника истории. В преддверии 70-летия готовится выставка «Великая Отечественная война глазами детей».
Со временем у учащихся меняются приоритеты и современные технологии предоставили им новую возможность для реализации творческих замыслов — компьютерное творчество.
Компьютерное творчество — вид творческой деятельности человека, осуществляемой посредством компьютера.[7] Компьютерное творчество очень разнообразно (видео, фотографии, дизайн, графика, музыка и т.д.), но я на своих уроках и внеурочной деятельности использую презентации и видеофильмы. В качестве объекта творческой деятельности выступают информация, фото- и видеоматериалы, а инструментом, преобразующим объект в нечто новое, служат компьютерные средства. Такая работа способствует более глубокому освоению исторической информации, а также дает возможность применять метод проектов или отдельные его элементы.
Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, способствующие удерживанию непроизвольного внимания, характерного для ребят школьного возраста. Оно становится концентрированным и устойчивым. Важности презентации кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала, дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.
Работа над мультимедийной презентацией или видеофильмом (далее – проект), осуществляется по плану:
- выбор темы;
- изучение различных источников по выбранной теме;
- подготовка собственного текста по теме — основы мультимедийной презентации или видеофильма;
- подбор иллюстраций, фотографий, видеофрагментов по теме;
- «соотнесение» текста и фото- или видео-сопровождения (наложение иллюстраций, фотографий и(или) видеосюжетов в порядке изложения исторической информации);
- создание презентации или видеофильма.
Выбор темы предварительно обсуждается с участниками проекта. Проект может рассказывать об исторических личностях, исторических событиях или о конкретном артефакте (костюм, архитектурный памятник, портрет…). Информацию ребята черпают из множества различных источников: учебники, энциклопедии, специальная литература, интернет-ресурсы. Работа с источниками может продолжаться длительное время, так как обучающимся необходимо сформировать целостное представление об объекте своего проекта, познакомиться с различными точками зрения по исследуемой теме. Далее идет подготовка собственного текста-изложения по выбранной теме, который многократно редактируется. Подбор иллюстраций, фото- и видеоматериалов осуществляется из тех же источников, что и информация. На всех этапах используются творческое воображение и фантазия участников проекта. Таким образом, реализуется системно-деятельностный подход в свете требований ФГОС: ребята формируют умения делать выбор, эффективно использовать ресурсы и другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
В процессе работы и её оценки учитывается уровень подготовленности детей, их способности, а при подготовке презентации или видеофильма и наличие технических возможностей (компьютера может и не быть). К сожалению, не все учащиеся продолжают заниматься творческой деятельностью на уроках истории. Это невозможно как в силу личностных интересов, так и возможностей учащихся. Но в классе формируется определенная группа, которая не теряет интереса к такой форме изучения истории. Но работы, выполненные ребятами, вызывают интерес и обсуждаются всем классом.
Данный опыт обобщался на научно-методическом совете школы. Обсуждение показало, что его можно использовать на уроках гуманитарного цикла. Метод был опробован на уроках обществознания и литературы и показал свою эффективность. Например, на уроке обществознания в 7 классе при изучении темы «Подросток и его права» класс был разделен на три группы, каждая из которых получила задание: прочитать определенный отрывок из параграфа (первая группа — о гражданских правах, вторая группа — о социально-экономических правах, третья группа — о культурных правах). Затем им было дано 5-7 минут, в течение которых ребята должны отобразить через рисунок права, о которых прочитали. В результате была создана мини-галерея. На следующем уроке рисунки помогли быстро вспомнить тему и создать иллюстрированную схему «Права человека».
Для себя считаю, что необходимо продолжать работу по использованию художественного и компьютерного творчества с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности. Она способствует формированию универсальных учебных действий: демонстрируется способность учащихся к саморазвитию, осваиваются и применяются познавательные и коммуникативные действия, осуществляется самостоятельное планирование деятельности. Дети легче ориентируются в исторической информации, у них лучше поставлена речь, они показывают более прочные знания и умения по предмету. У ребят, активно использующих творческую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности, вырабатываются такие качества, как инициативность, активность, настойчивость, самостоятельность мышления. Работа с рисунками и иллюстрациями является своего рода подготовкой к ЕГЭ, в частности заданий по историческим портретам личностей и иллюстрациям. Ребята участвуют в олимпиадах, конкурсах. В 2009 году видеофильм «Первые русские князья» был отмечен грамотой зональной научно-практической конференции. Кто-то выбирает историю в качестве специальности. В 2014 году ребята выступили на муниципальной конференции по краеведению с фильмом «Транзит Уральск - Учалинский горно-обогатительный комбинат», завоевав 1 место.
Современное общество не стоит на месте, оно развивается с большой скоростью. На новый уровень выходят технологии, в том числе – педагогические. Мы, педагоги обязаны идти в ногу со временем и адекватно взаимодействовать с внешней средой. Использование компьютерного творчества с одной стороны предъявляет высокие требования к способности принимать решения самостоятельно, разрабатывать и реализовывать нестандартные и принципиально новые идеи, применять гибкость в реализации проектов, но с другой стороны предоставляет возможности для успешной самореализации личности обучающегося во всех сферах деятельности в будущем.
[2] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т1, стр.195
[3] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т1, стр.557
[4] Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.-Москва: 2000.
[5] Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950.- с.62.
[6] Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. /А.А. Вагин – М.: Педагогика, 1998.
[7] http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/01/23/kompyuternoe-tvorchestvo-kak-realizatsiya-svobody-vybora
|