Персональный сайт Рахматуллиной Лилии Алмазовны, учителя истории и обществознания МБОУ СОШ им.Исхакова А.С. с.Уральск МР Учалинский район Республики Башкортостан
Меню сайта
Категории раздела
Программно-методические материалы [6]
Нормативные документы по обществознанию [4]
Нормативные документы по истории [4]
Конспекты уроков по истории [9]
Коспекты уроков по обществознанию [5]
Презентации [5]
Мультимедиа [3]
Дидактический материал по истории [29]
Дидактический материал по обществознанию [6]
Достижения учителя [10]
Достижения учеников [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Методическая копилка для учителя » Конспекты уроков по истории

Хрущев: время первых перемен
[ Скачать с сервера (71.5 Kb) ] 10.04.2016, 20:30

Тема: Хрущев: время первых перемен

По учебнику Волобуева О.В. «История России, XX – начало XXI века, 11 класс.

 

Цель: сформировать целостное представление о периоде «хрущевской оттепели».

 

Задачи:

1.                       Познакомить с внутренней и внешней политикой  советского правительства в 1954-1964 гг., а также с понятиями десталинизация, карибский кризис

2.                       Продолжить формирование навыков работы с текстовым и видеоматериалом, поиска и обобщения необходимой информации.

3.                       Развивать речь в процессе выступлений с сообщениями по теме.

4.                       Воспитывать уважение к истории Отечества.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник.

 

План темы:

1.                       Общественно-политические изменения.

2.                       Реформы в экономике.

3.                       Внешняя политика.

 

Урок 1.

Учитель.  В 9 классе мы с вами знакомились с историей XX века. Чтобы определить тему урока, посмотрите на экран и скажите: с именем какого политического деятеля ассоциируются данные иллюстрации? (на экране  иллюстрации книги «Оттепель», плаката «Поднятая целина», Карибский кризис).

 Ожидаемый ответ: с Н.С.Хрущевым.

 

Записывается тема: Хрущев: время первых перемен.

 

Учитель.  Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии (ныне – Крская область) в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва (ум.1938) и Ксении Ивановны. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908 году, в 14 лет, переехав с семьёй на Успенский рудник около Юзовки, Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтёр не был взят на фронт в 1914 году. В 1918 году вступил в партию большевиков. Участвовал в Гражданской войне, после завершения которой  находился на хозяйственной и партийной работе.

Во время обучения в Донтехникуме (не закончил в связи с назначением на партийную должность) и в Промышленной академии (не закончил), Хрущев Н.С. возглавлял партийные комитеты этих учебных заведений.

В 1930-е годы занимал различные должности в партийных организациях г.Москвы и Московской области. В 1938 году становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины. В годы Великой Отечественной войны Хрущёв был членом военных советов Юго-Западного направленияЮго-ЗападногоСталинградскогоЮжногоВоронежскогои 1-го Украинского фронтов. являлся одним из виновников катастрофических окружений РККА под Киевом (1941) и под Харьковом (1942), всецело поддерживая сталинскую точку зрения.

Участвовал в боях за Сталинград. Закончил войну в звании генерал-лейтенанта.

Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы. Октябрьский Пленум ЦК 1964 г., организованный в отсутствие Хрущёва, находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей «по состоянию здоровья».

После этого Никита Хрущёв пребывал на пенсии. Записал на магнитофон многотомные мемуары. Выступил с осуждением их публикации за рубежом. Умер Хрущёв 11.09.1971 г.

После отставки Хрущёва его имя более 20 лет было «неупоминаемым» (как и Сталина и Маленкова).

На могиле Хрущева установлен памятник, автором которого является скульптор Эрнст Неизвестный. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас этот памятник? Как вы думаете, что хотел отобразить автор памятника? (на экране – изображение надгробного памятника Н.С.Хрущёва).

Ожидаемые ответы: противоречивость личности Хрущева Н.С. и его политики.

 

Действительно, политика Хрущёва, на которую очень сильно накладывалась его личность, была чрезвычайно противоречивой. Мы рассмотрим три сферы деятельности Никиты Сергеевича:

- общественно-политическая жизнь

- развитие экономики страны

- внешняя политика.

По итогам обсуждения вам необходимо будет сделать свой иллюстративный ряд по каждому разделу, состоящий из 3 иллюстраций, показывающих положительные стороны и 3 иллюстраций, показывающих отрицательные стороны политики в данном направлении.

 

Задание 1. По видематериалам дать характеристику изменений в политической сфере (в области управления).

Просмотр видеоматериала (видеоурок 23 «СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования общества» из комплекта видеоуроков для 11 класса http://infourok.ru/).

Можно дать координирующие вопросы:

- Кто претендовал на власть после смерти И.В.Сталина? (Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев)

- Какие изменения предлагало ввести и проводило новое руководство? (По инициативе Л.П. Берия:

 1) 27 марта 1953 г. был принят Указ «Об амнистии». На свободу вышло около 1млн человек, осужденных по «неполитическим» статьям на срок до 5 лет;

2) было пересмотрено «дело врачей» и признаны сфабрикованными обвинения против многих военачальников;

3) началась ликвидация системы ГУЛАГа (стройки, осуществлявшиеся силами заключенных, передавались гражданским ведомствам. В итоге оказалось заморожено несколько проектов, требовавших колоссальной затраты ресурсов - строительство Байкало-Амурской магистрали, тоннеля между Сахалином и Евразийским материком.

Маленков делал упор на решение экономических проблем: был снижен сельскохозяйственный налог, повышались закупочные цены на аграрную продукцию, разрешалось увеличение размеров приусадебных участков крестьян, ликвидировалась задолженность колхозов по выплатам прежних лет.

Хрущев сместил с постов Маленкова и Жукова, выступил на XX съезде КПСС с докладом  «о культе личности» И.В.Сталина, с 1958 г. совместил должности первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР).

- Какие этапы борьбы за власть вы можете выделить? (1953 – устранение Л.П.Берии, 1954-начало 1955 – оказался «оттертым» Г.М.Маленков, 1957 – борьба с оппозицией в лице Маленкова, Молотова, Кагановича).

 

Задание 2. Изучить текст учебника на стр.230-232, дать характеристику изменений в социально-экономической сфере страны. (Хрущев провел ряд преобразований. В сельском хозяйстве:

- освоение целинных земель;

- повсеместное насаждение кукурузы;

- введение ежемесячной регулярной оплаты для колхозников;

- снижение налога для индивидуальных хозяйств;

- отмена обязательных поставок государству с/х продукции и введение её гос.закупок вместо системы заготовок;

- расформированы МТС (технику продали колхозам).

В промышленности:

- возрождены совнархозы;

- отраслевая организация частично заменила территориальную.

В социальной сфере:

- «жилищная революция»;

- установлен не облагаемый налогами минимум зарплаты;

- отмена подписки на государственные займы;

- пенсионная реформа;

- развиваются торговля, система общественного питания и бытовых услуг, открываются санатории, пансионаты, туристические базы, детские лагеря отдыха…)

 

Домашнее задание: §27-28, стр.226-232.

 

 

 

 

 

Урок 2.

Повторение.

Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает своё задание:

1

Перечислить события, произошедшие в политической сфере, которые вы можете оценить положительно. Аргументируйте свой ответ.

2

Перечислить события, произошедшие в политической сфере, которые вы можете оценить отрицательно. Аргументируйте свой ответ.

3

Перечислить события, произошедшие в экономической сфере, которые вы можете оценить положительно. Аргументируйте свой ответ.

4

Перечислить события, произошедшие в экономической сфере, которые вы можете оценить положительно. Аргументируйте свой ответ.

Отвечающие формируют ответ в виде схемы:

 

 

 

Продолжение изучения темы.

Внешняя политика.

Задание 3. По видематериалам дать характеристику внешней политики СССР в 1953-1964 гг. Ответить на вопрос 3 (Почему «разрядка» в международных отношениях чередовалась с эпизодами обострения в «холодной войне»?

 Просмотр видеоматериала (видеоурок 24 «Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг» из комплекта видеоуроков для 11 класса http://infourok.ru/).

«+»

«-»

1953 – подписание перемирия в Корее

1954 – подписание договора о перемирии во Вьетнаме

1955 – подписание договора о суверенитете Австрии, установлены дипломатические отношения м/у СССР и ФРГ;

 

1953 – испытание первой водородной бомбы в СССР

1955 – заключен Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и военной помощи

1956 – силы ОВД подавили антикоммунистическое восстание в Венгрии

1961 – возведена стена м/у Западным и Восточным Берлином

1962 – Карибский кризис

    В СССР проводятся войсковые учения с применением атомного оружия в полевых условиях, войска оснащаются ракетно-ядерным оружием, реактивными самолетами, подводными лодками-ракетоносцами.

     Разрыв отношений с Китаем

Расширение связей со странами третьего мира (Индия и Индонезия в Азии, Египет и Гана в Африке)

«Разрядка» в международных отношениях чередовалась с эпизодами обострения в «холодной войне» потому, что, не смотря на призывы к мирному сотрудничеству, СССР (как и США) продолжал наращивать военную мощь, создавать новые виды вооружений, налаживал сотрудничество с бывшими колониями.

 

Задание 4. Читать стр.234-235, ответить на вопрос 4 (В чем проявился кризис хрущевского реформаторства?).

- дисбаланс в производстве и торговле (перевес в пользу сырья и металлопродукции);

- низкая производительность труда рабочих (40% от показателей США);

- рост цен на продукцию, производственных норм;

- продовольственный кризис, начало закупок зерна за рубежом;

- сложность управления на местах в связи с наличием двух обкомов партии и профильных комитетов по нижестоящей вертикали.

 

При наличии времени можно заслушать сообщение о достижениях в области культуры и науки.

 

Домашнее задание:

1. Составить ряд из 3 иллюстраций, характеризующих 1953-1964 годы:

1)в политической сфере;

2)в экономической сфере;

3)в социальной сфере.

2. Готовиться к проверочной работе по теме «Хрущев: время первых перемен».

 

 

Категория: Конспекты уроков по истории | Добавил: касабланка
Просмотров: 2226 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Для любознательных
  • Тестирование по обществознанию
  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
  • Занимательные уроки по истории Древней Греции
  • Мир истории и обществознания
  • Министерство науки и образования РФ
  • Центр развития мышления и интеллекта
  • Преподавание истории в школе
  • Интернет-педсовет
  • Всероссийские олимпиады «Я – гений»
  • Сто великих полководцев
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Министерство образования РБ
  • МКУ ОО МР Учалинский р-н РБ
  • ФИПИ