Тема: Хрущев: время первых перемен
По учебнику Волобуева О.В. «История России, XX – начало XXI века, 11 класс.
Цель: сформировать целостное представление о периоде «хрущевской оттепели».
Задачи:
1. Познакомить с внутренней и внешней политикой советского правительства в 1954-1964 гг., а также с понятиями десталинизация, карибский кризис
2. Продолжить формирование навыков работы с текстовым и видеоматериалом, поиска и обобщения необходимой информации.
3. Развивать речь в процессе выступлений с сообщениями по теме.
4. Воспитывать уважение к истории Отечества.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник.
План темы:
1. Общественно-политические изменения.
2. Реформы в экономике.
3. Внешняя политика.
Урок 1.
Учитель. В 9 классе мы с вами знакомились с историей XX века. Чтобы определить тему урока, посмотрите на экран и скажите: с именем какого политического деятеля ассоциируются данные иллюстрации? (на экране иллюстрации книги «Оттепель», плаката «Поднятая целина», Карибский кризис).
Ожидаемый ответ: с Н.С.Хрущевым.
Записывается тема: Хрущев: время первых перемен.
Учитель. Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии (ныне – Крская область) в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва (ум.1938) и Ксении Ивановны. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908 году, в 14 лет, переехав с семьёй на Успенский рудник около Юзовки, Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтёр не был взят на фронт в 1914 году. В 1918 году вступил в партию большевиков. Участвовал в Гражданской войне, после завершения которой находился на хозяйственной и партийной работе.
Во время обучения в Донтехникуме (не закончил в связи с назначением на партийную должность) и в Промышленной академии (не закончил), Хрущев Н.С. возглавлял партийные комитеты этих учебных заведений.
В 1930-е годы занимал различные должности в партийных организациях г.Москвы и Московской области. В 1938 году становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины. В годы Великой Отечественной войны Хрущёв был членом военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежскогои 1-го Украинского фронтов. являлся одним из виновников катастрофических окружений РККА под Киевом (1941) и под Харьковом (1942), всецело поддерживая сталинскую точку зрения.
Участвовал в боях за Сталинград. Закончил войну в звании генерал-лейтенанта.
Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы. Октябрьский Пленум ЦК 1964 г., организованный в отсутствие Хрущёва, находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей «по состоянию здоровья».
После этого Никита Хрущёв пребывал на пенсии. Записал на магнитофон многотомные мемуары. Выступил с осуждением их публикации за рубежом. Умер Хрущёв 11.09.1971 г.
После отставки Хрущёва его имя более 20 лет было «неупоминаемым» (как и Сталина и Маленкова).
На могиле Хрущева установлен памятник, автором которого является скульптор Эрнст Неизвестный. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас этот памятник? Как вы думаете, что хотел отобразить автор памятника? (на экране – изображение надгробного памятника Н.С.Хрущёва).
Ожидаемые ответы: противоречивость личности Хрущева Н.С. и его политики.
Действительно, политика Хрущёва, на которую очень сильно накладывалась его личность, была чрезвычайно противоречивой. Мы рассмотрим три сферы деятельности Никиты Сергеевича:
- общественно-политическая жизнь
- развитие экономики страны
- внешняя политика.
По итогам обсуждения вам необходимо будет сделать свой иллюстративный ряд по каждому разделу, состоящий из 3 иллюстраций, показывающих положительные стороны и 3 иллюстраций, показывающих отрицательные стороны политики в данном направлении.
Задание 1. По видематериалам дать характеристику изменений в политической сфере (в области управления).
Просмотр видеоматериала (видеоурок 23 «СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования общества» из комплекта видеоуроков для 11 класса http://infourok.ru/).
Можно дать координирующие вопросы:
- Кто претендовал на власть после смерти И.В.Сталина? (Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев)
- Какие изменения предлагало ввести и проводило новое руководство? (По инициативе Л.П. Берия:
1) 27 марта 1953 г. был принят Указ «Об амнистии». На свободу вышло около 1млн человек, осужденных по «неполитическим» статьям на срок до 5 лет;
2) было пересмотрено «дело врачей» и признаны сфабрикованными обвинения против многих военачальников;
3) началась ликвидация системы ГУЛАГа (стройки, осуществлявшиеся силами заключенных, передавались гражданским ведомствам. В итоге оказалось заморожено несколько проектов, требовавших колоссальной затраты ресурсов - строительство Байкало-Амурской магистрали, тоннеля между Сахалином и Евразийским материком.
Маленков делал упор на решение экономических проблем: был снижен сельскохозяйственный налог, повышались закупочные цены на аграрную продукцию, разрешалось увеличение размеров приусадебных участков крестьян, ликвидировалась задолженность колхозов по выплатам прежних лет.
Хрущев сместил с постов Маленкова и Жукова, выступил на XX съезде КПСС с докладом «о культе личности» И.В.Сталина, с 1958 г. совместил должности первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР).
- Какие этапы борьбы за власть вы можете выделить? (1953 – устранение Л.П.Берии, 1954-начало 1955 – оказался «оттертым» Г.М.Маленков, 1957 – борьба с оппозицией в лице Маленкова, Молотова, Кагановича).
Задание 2. Изучить текст учебника на стр.230-232, дать характеристику изменений в социально-экономической сфере страны. (Хрущев провел ряд преобразований. В сельском хозяйстве:
- освоение целинных земель;
- повсеместное насаждение кукурузы;
- введение ежемесячной регулярной оплаты для колхозников;
- снижение налога для индивидуальных хозяйств;
- отмена обязательных поставок государству с/х продукции и введение её гос.закупок вместо системы заготовок;
- расформированы МТС (технику продали колхозам).
В промышленности:
- возрождены совнархозы;
- отраслевая организация частично заменила территориальную.
В социальной сфере:
- «жилищная революция»;
- установлен не облагаемый налогами минимум зарплаты;
- отмена подписки на государственные займы;
- пенсионная реформа;
- развиваются торговля, система общественного питания и бытовых услуг, открываются санатории, пансионаты, туристические базы, детские лагеря отдыха…)
Домашнее задание: §27-28, стр.226-232.
Урок 2.
Повторение.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает своё задание:
1
|
Перечислить события, произошедшие в политической сфере, которые вы можете оценить положительно. Аргументируйте свой ответ.
|
2
|
Перечислить события, произошедшие в политической сфере, которые вы можете оценить отрицательно. Аргументируйте свой ответ.
|
3
|
Перечислить события, произошедшие в экономической сфере, которые вы можете оценить положительно. Аргументируйте свой ответ.
|
4
|
Перечислить события, произошедшие в экономической сфере, которые вы можете оценить положительно. Аргументируйте свой ответ.
|
Отвечающие формируют ответ в виде схемы:
Продолжение изучения темы.
Внешняя политика.
Задание 3. По видематериалам дать характеристику внешней политики СССР в 1953-1964 гг. Ответить на вопрос 3 (Почему «разрядка» в международных отношениях чередовалась с эпизодами обострения в «холодной войне»?
Просмотр видеоматериала (видеоурок 24 «Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг» из комплекта видеоуроков для 11 класса http://infourok.ru/).
«+»
|
«-»
|
1953 – подписание перемирия в Корее
1954 – подписание договора о перемирии во Вьетнаме
1955 – подписание договора о суверенитете Австрии, установлены дипломатические отношения м/у СССР и ФРГ;
|
1953 – испытание первой водородной бомбы в СССР
1955 – заключен Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и военной помощи
1956 – силы ОВД подавили антикоммунистическое восстание в Венгрии
1961 – возведена стена м/у Западным и Восточным Берлином
1962 – Карибский кризис
В СССР проводятся войсковые учения с применением атомного оружия в полевых условиях, войска оснащаются ракетно-ядерным оружием, реактивными самолетами, подводными лодками-ракетоносцами.
Разрыв отношений с Китаем
|
Расширение связей со странами третьего мира (Индия и Индонезия в Азии, Египет и Гана в Африке)
|
«Разрядка» в международных отношениях чередовалась с эпизодами обострения в «холодной войне» потому, что, не смотря на призывы к мирному сотрудничеству, СССР (как и США) продолжал наращивать военную мощь, создавать новые виды вооружений, налаживал сотрудничество с бывшими колониями.
Задание 4. Читать стр.234-235, ответить на вопрос 4 (В чем проявился кризис хрущевского реформаторства?).
- дисбаланс в производстве и торговле (перевес в пользу сырья и металлопродукции);
- низкая производительность труда рабочих (40% от показателей США);
- рост цен на продукцию, производственных норм;
- продовольственный кризис, начало закупок зерна за рубежом;
- сложность управления на местах в связи с наличием двух обкомов партии и профильных комитетов по нижестоящей вертикали.
При наличии времени можно заслушать сообщение о достижениях в области культуры и науки.
Домашнее задание:
1. Составить ряд из 3 иллюстраций, характеризующих 1953-1964 годы:
1)в политической сфере;
2)в экономической сфере;
3)в социальной сфере.
2. Готовиться к проверочной работе по теме «Хрущев: время первых перемен».
|